Сразу же после смерти он был назван последним гением кино ХХ века, один из самых парадоксальных образов современной культуры: всемирно признанный режиссер и рядовой узник советского ГУЛАГа, всеобщий любимец и бельмо на глазу у руководителей всех типов, ироничный и беспощадный собеседник, одновременно сентиментальный и ранимый человек, Сергей Параджанов.

Внутренняя свобода и постоянная необходимость овеществления мыслей привели его к глубоко личностному художественному творчеству. Генетически обусловленные и накапливаемые в течение лет чувства, мысли и страсти дали мировому искусству не только его авангардный и уникальный киноязык и фильмы-шедевры, но и вызвали к жизни другие стороны его таланта. Он был необычайно цельным и органичным - в речи, в пластике движениях, в странностях бытия, в стиле письма, в языке кино, в полете фантазии, и во всей жизни в конечном итоге, маэстро Сергей Параджанов.

Куклы Для Параджанова были не только объектом искусства, но и безмолвными актерами его спектаклей. куклы, блистательно изготовленные им, никогда не были полным подобием человека, потому что изображаемый им мир - мир параджановского вымысла, живущий по волшебству мастера.

С особой силой проявился импровизационный дар и воображение Параджанова в многочисленных коллажах? плоских и объемных. Стихия творчества целиком захватывает его, поскольку возможности поистине безграничны: фотографии, засушенные растения, лоскуты тканей и кружева, детали механизмов, куски стекла и фарфора - все это он монтирует на плоскости или в пространстве, создавая совершенно уникальный мир. Техника коллажа, внешне доступная, была находкой для режиссера, не получившего художественного образования.


Цитаты из статьи Карена Микаэляна